Искусство бонсай

3
3593

Искусство бонсай в переводе на русский язык означает «дерево в горшке». Возникло это искусство в 200 году до н. э. в Китае, точнее изначально оно звучало как «пан-сан». Несколько веков позднее японцы вместе с буддизмом освоили это искусство, довели его до совершенства и теперь оно считается традиционно японским.

Первые изображения бонсай дословно – хатитуэ, встречаются на свитках позднего периода Камакура (1249-1382 гг.). Любовь к карликовым деревьям объясняется просто – не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места. Сначала это было массовое увлечение, в основном, среди простого народа. Много позднее, после победы над Китаем в 1885 году, бонсай стал предметом моды, научного изучения и коллекционирования. Стали появляться различные школы бонсай и стили выращивания.

Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет.

Из всего сказанного вытекает вывод, что истинный бонсай должен нести отпечаток времени. Поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Особенно ценятся причудливо загнутые или сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Все это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчеркивает естественность.


© Cowtools

Формы бонсай

Чоккан – симметричная вертикальная форма: прямой вертикальный ствол конусообразной формы, равномерно покрытый ветками (формальный вертикальный стиль).

Подходит для ели, лиственницы, можжевельника, дзельквы и гинкго. Если дерево не испытывает конкуренции со стороны других деревьев, не подвергается воздействию сильных преобладающих ветров, имеет достаточно питания и воды, оно будет расти строго вверх, а его ствол будет иметь коническую форму. Ветки деревьев-бонсай не должны быть симметричными, верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ветви должны отходить от ствола горизонтально, а некоторые нижние ветви могут немного изгибаться вниз. Чтобы контейнер не опрокидывался, его вес и вес деревца должны быть приблизительно равны.

Шакан – наклонная форма: наклонный ствол, вершина и корневая система которого направлены в противоположную сторону, нежели основание ствола, сильная корневая система (наклонный стиль).

Подходит для большого количества видов. Под воздействием сильных преобладающих ветров дерево вырастает с наклоном, такая же форма может наблюдаться у растения, растущего в тени и тянущегося к солнцу. Ствол дерева, который может быть прямым или несколько изогнутым, должен быть наклонен под углом от 70 до 90° по отношению к поверхности контейнера. С одной стороны деревца корни развиты сильно, и кажется, что они прочно держатся за почву, а со стороны наклонившегося ствола – уходят в землю.

Майоги – нессиметричная вертикальная форма: конусовидный ствол с небольшим наклоном к основанию и максимум с 3-мя небольшими изгибами, равномерно покрыт ветками. Шакан наклонная форма: наклонный ствол, вершина и корневая система которого направлены в противоположную сторону, нежели основание ствола, сильная корневая система (неформальный вертикальный стиль).

Подходит практически для всех видов деревьев. Этот стиль широко встречается и в природе, и во многих бонсай. Ствол дерева имеет ряд изгибов, нижний из которых должен быть ярко выражен. Как и в случае формального вертикального стиля, ствол имеет коническую форму, ветви располагаются симметрично, а крона соответствует толщине ствола.

Фукинагаси – согнутая ветром форма: наклонный ствол, особенно у вершины, с ветками, направленными в сторону наклона.
Хокидачи – веерообразная форма: прямой ствол, разветвляющийся в форме веера (стиль “метелка”).

Подходит для широколиственных деревьев с тонкими ветвями, таких как дзельква, вяз и граб. В природе этот стиль практически идеально наблюдается у Zeikova (дзельквы). При создании бонсай этот стиль может использоваться и для некоторых других видов. Ствол – строго вертикальный, но не слишком длинный, все ветви расходятся из одной точки. Крона – сферическая и очень плотная.

Благодаря множеству тонких ветвей дерево имеет привлекательный вид даже без листвы. В целом дерево напоминает старинную метелку.

Кенгай – свисающая или каскадная форма: изогнутые ствол и ветви, свисающие вниз, через край сосуда (стиль каскад).

Подходит для сосен, кизильников, пираканты и можжевельника. Не рекомендуется для деревьев с крепкими, плохо гнущимися стволами. Дерево, растущее на крутом обрыве, может изогнуться по многим причинам – из-за падающих камней, под собственным весом или тяжестью снега, из-за недостатка света. Это и есть стиль “каскад”, созданный самой природой. Применительно к бонсай это означает, что крона деревца должна располагаться ниже верхней кромки контейнера. Довольно трудно поддерживать растение стиля “каскад” здоровым, поскольку оно стремится расти вверх.

Хан-Кенгай – полусвисающая или полукаскадная форма: ствол и ветви горизонтальны по отношению к краю сосуда (полукаскадный стиль).

Подходит для всех видов, за исключением крепких, плохо гнущихся деревьев. Этот стиль, как и “каскад”, встречается в природе у деревьев, растущих на крутых склонах, по берегам рек и на болотах. Из-за близости воды ствол растет не вниз, а, скорее, в горизонтальном направлении. У деревьев – бонсай полукаскадного стиля крона только немного опускается ниже верхней кромки контейнера.

Исицуки – наскальная форма (бонсай на камне): корни растения охватывают камень, находящийся в грунте (стиль “обнявшие камень”).

Подходит для сосны, клена, цветущей айвы и рододендрона. В композиции этого стиля деревья растут из трещин в камнях. Корни как бы уходят в камень и оттуда растение получает все необходимое питание и воду. Для бонсай такого стиля очень важен регулярный полив, поскольку запас влаги в трещинах ограничен. Для обеспечения высокой влажности окружающего воздуха камень можно разместить в неглубоком блюде с водой. Посадив несколько деревьев, можно создать пейзаж.

Сокан – близнецовая или раздвоенная форма: 2 ствола, различные по высоте и мощи, произрастающие из одного корня (стиль “сдвоенный ствол”).

Подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один – гораздо мощнее второго. В бонсай этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней ветви. Убедитесь, что ветка не расположена слишком высоко, иначе образуется “вилка”, которая не вписывается в стиль бонсай.

Санкан – трехствольная форма.

Кабудачи – многоствольная форма: растения со многими стволами различной толщины, напоминающие кустарник. Число стволов должно быть нечетным (стиль “спрут”).
Этот стиль подходит для всех видов деревьев. Все стволы растут от одного корня и не могут быть разделены. Это основное отличие этих растений от группы отдельно растущих экземпляров. Он схож со стилем “сдвоенный ствол”, но здесь речь идет о трех или более стволах.

Йосэ-Ю – лесная композиция: много деревьев различного размера и возраста в одном сосуде.

Икадабуки – плот: лежащий на или в грунте ствол с вертикальными ветками, растущими вверх. Растение похоже на лесную композицию из нескольких деревьев (стиль “упавшее дерево”).

Подходит для всех видов деревьев. Иногда упавшее дерево может выжить, выбрасывая вверх боковые ветви, из которых образуются стволы новых деревьев. Старый горизонтальный ствол по-прежнему остается виден. Этот стиль часто используется в бонсай, в особенности при наличии исходного материала, у которого ветви располагаются с одной стороны. В отличие от группы отдельных растений в этом стиле расстояние между отдельными стволами не изменяется.

Буджинги (литературный стиль).

Подходит для большинства хвойных или широколиственных деревьев. Этот стиль берет свое название от манеры рисования, которую использовали китайские художники, рисуя воображаемые деревья. Особенность этого стиля: элегантно изогнутая линия ствола, при полном отсутствии нижних веток крона располагается только в верхней части дерева. Подобные деревья мы можем встретить и в лесу, когда из-за недостатка солнечного света и тесноты у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

Секиджоджу (стиль “обнаженные корни на камне”).

Подходит для всех видов с сильно развитыми корнями, например, клена, китайского вяза, сосны и можжевельника. На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных элементов, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам и подверженные различным превратностям погоды, вскоре начинают походить на ствол. Важным элементом бонсай является эффектное сплетение корней, которые выглядят старыми. Само дерево может быть выращено в любом стиле, но формальный вертикальный и “метелка” не будут лучшим выбором. Поскольку растение черпает питание из контейнера, уход за ним не намного сложнее, чем за растениями других стилей. Проведите пересадку так, чтобы камень с корнями был хорошо виден.

Шаримики (стиль “мертвая древесина”).

Подходит для можжевельника. У можжевельников, растущих на горных склонах, значительные части ствола не покрыты корой и отбелены солнцем. В бонcай эти участки мертвой древесины особенно важны и должны быть хорошо заметны. Они создаются искусственно путем срезания определенных участков коры и их последующего отбеливания.


© DominusVobiscum

Растения для бонсай

Для выращивания в качестве бонсаи подойдет не каждое растение. Хотя в искусстве бонсай есть стили, при которых композиция образована из травянистых растений, традиционно бонсай выращивают из деревьев и кустарников, т.е. растений, имеющих твердый, часто одревесневающий ствол и ветви. Наиболее ценные деревья хвойных пород: сосна, можжевельник, туя, кипарис, лиственница, так как они достаточно выносливы и кусочек окружающего нас мира в миниатюре смотрится очень необычно. Кроме хвойных часто в качестве бонсай выращиваются и лиственные породы – клен, береза, рябина, дуб, бук, граб, ива и т.д. Особенно красочно смотрятся плодоносящие и цветущие деревья – акация, гуайява, гранат, мирт, магнолия, персик, слива, цитрусовые. В любом случае выбор растения определяется условиями содержания – в первую очередь температурой. Если помещение прохладное, то можно браться и за хвойные породы, если в комнате жарко, особенно зимой, то выбор ограничивается теплолюбивыми растениями (фикус, драцена, кордилина, гардения).

  • Адениум тучный; Копросма Бауэра; Кирка; Рододендрон Симса;
  • Акация Бейли; Каро мутовчая, сенегальская, серебристая, стойкая, фарнезианская, чернодревесная;
  • Корокия прутьевидная; Розмарин лекарственный
  • Альбиция гребневидная, леонкаранская; Кумкват овальный; Хиндса японский; Сагереция чайная
  • Бамбук; Куфея иссополистная; Самшит мелколистный, вечнозеленый;
  • Баухиния Бланка, пестрая, пурпурная; Лагерстремия индийская, прекрасная; Серисса или “дерево тысячи звезд”;
  • Бересклест японский; Ладанник; Сизигиум метельчатый
  • Бирючина японская; Лафоензия гранатолистная; Смолосемянник волнистый; Тобира тонколистный
  • Брахихитон наскальный; Лептоспермум прутьевидный; Сосна обыкновенная, средиземноморская;
  • Бугенвиллея гладкая, красивая; Ликвидамбр формозский; Софора стелющаяся, четырехкрылая;
  • Вяз мелколистный; Мальпигия голая, орешконосная; Толстянка бледно-зеленая;
  • Гардения жасминовидная; Маслина европейская; Трахелоспермум азиатский, жасминовидный, японский;
  • Гибискус Купера, рассеченнолепестной; Мелалеук белодревесная, зверобоелистная; Триходиадема кальватум; Литлвуда, луковичная;
  • Гранат обыкновенный сорт Nana Метросидерос высокий; Фейхоа Селлована;
  • Довиалис каффра; Мирсина африканская; Фикус Бенджамина, самшитолистный
  • Дуб пробковый, скальный; Мирт обыкновенный; Инжир карликовый, мелкоплодный, самшитолистный, шиловидный;
  • Евгения одноцветковая; Мирцинария цветуществольная; Фисташка мастиковая;
  • Жимолость блестящая; Молочай бальзамический; Фуксия гибридная, мелкоцветковая, редкоцветковая, тимьянолистная, трехлистная;
  • Земляничник крупноплодный, мелкоплодный; Мурайя Конта, метельчатая; Холаррена опушенная; Иксора торчащая; Нандина домашняя; Цитрофортунелла мелкоплодная;
  • Казуарина бугорчатая, торчащая, хвощелистная; Никодемия разнолистная; Цитрусовые: апельсин, апельсин горький, лайм настоящий, лиметта, лимон, мандарин и др.;
  • Каллиандра Твед;а Пеларгония семидольная, зональная, плющелистная, курчавая, сильнопахнущая; Эвкалипт Гунна, лимонный, многоцветковый, фиголистный, шляпочный;
  • Каллистемон ивовидный, крупноточечный, лимонножелтый, прекрасный; Подокарп крупнолистный; Наги, серповидный, сизый, тонкий; Эретия мелколистная;
  • Камелия китайская, сетчатая, японская; Полисциас Балфура; Гулфоля, остролистный; Якобиния малацветковая;
  • Кипарис аризонский, вечнозеленый, кашмирский, крупноплодный; Портулакария арфа; Ясень Гриффита; Кнеорум трехорешковый; Рапис высокий, низкий;


© bluinfaccia

Уход

Световой режим

Продолжительность светового дня в умеренных широтах короче чем в тропиках и субтропиках, поэтому без дополнительного освещения бонсай будет испытывать недостаток света. Особый дефицит солнечного света характерен для холодного времени года – с конца октября до начале марта.

Различные виды бонсай требуют разных условий освещения, которые следует уточнять. При выборе места содержания бонсай обращают внимание на следующие параметры освещения:

  • сторону света (север, юг, запад, восток)
  • расстояние от окна (на подоконнике, около окна за гардиной, около окна без гардины, в глубине помещения)
  • угол падения солнечных лучей
  • расположение соседних комнатных растений
  • наличие внешних препятствий для солнечного света (близко стоящие соседние здания, густые деревья)
  • цвет стен и подоконника

Следует иметь в виду, что гардины интенсивно поглощают солнечные лучи. Поэтому, если бонсай находится позади гардин, днем их следует приподнимать или отодвигать в сторону, чтобы позволить солнечному свету добраться до комнатного растения.

Что касается угла падения солнечных лучей, то рост растения интенсивнее, если оно стоит с левой стороны на восточном окне или с правой стороны на западном.

Приблизительную степень освещенности можно измерить при помощи фотоэкспонометра или люксометра. Данные приборы дают точную информацию о количестве света на единицу площади. Границы освещенности для различных видов комнатных растений варьируются от 500 до 5000 люкс.

Недостаток света необходимо возместить при помощи приборов искусственного освещения. Не рекомендуется использовать искусственный свет круглый год, что может оказать на растение неблагоприятное воздействие. В зимний период, а также в пасмурные дни с октября по март дополнительное освещение просто необходимо. Для этих целей используют люминесцентные лампы дневного света, ртутные лампы высокого давления и галогеновые газо- металлические лампы. От ламп накаливания лучше отказаться, так как выделяемый им свет далек от дневного, а тепловые лучи оказывают губительное воздействие на растение. К тому же КПД ламп накаливания недостаточно высок.

Наиболее предпочтительны люминесцентные лампы дневного света, которые обладают высоким КПД и удобны в использовании. Приобрести такие лампы не составляет большого труда. Они могут быть разного цвета и различной формы. Для освещения бонсай рекомендуются удлиненные лампы мощностью 18 Вт (длиной 59 см) и 40 Вт (120 см) белого цвета с маркировкой 20 или ДЕ ЛЮКС 21.

Галогеновые газо-металлические лампы устанавливают в горизонтальном положении. При установке ламп дополнительного освещения необходимо иметь в виду следующие правила:

  • Чем ближе к растению установлена лампа, тем эффективнее она используется. Однако не следует забывать о тепловом излучении.
  • Весь свет лампы должен быть направлен на растение.
  • На каждый квадратный метр освещаемой поверхности должно приходиться не менее 70 Вт. При этом считается, что лампа установлена на расстоянии 25-50 см от растения.

В зимний период продолжительность светового дня следует увеличить на 4-5 часов.

Температурный режим

Субтропические виды бонсай (мирт, маслина, гранат, розмарин) зимой содержат при температуре от +5 до +15°С, а летом выносят на открытый воздух (на балкон).

Тропические виды круглый год содержат при температуре от +18 до +25С. Летом растения оставляют в закрытом помещении. Тропические растения не рекомендуется ставить на каменные подоконники, если под ними не проходит система отопления.

Чем выше температура содержания растения, тем требуется больше света, воды и питательных веществ. Чем ниже температура, тем менее обильны должны быть полив и подкормка растения.

Влажность воздуха

Как правило, влажность воздуха в городском помещении недостаточна для бонсай. Как можно решить эту проблему?

Самый дорогой, но не самый эффективный способ установления оптимальной влажности воздуха – электрический увлажнитель воздуха. Увлажнители обладают целым рядом недостатков: большие габариты, дороговизна содержания, шумовые эффекты. Более простым способом решения проблемы является установка бонсай в плоский сосуд или на пластмассовый поднос, наполненный водой. Дно сосуда (подноса) необходимо выложить мелкими камешками или решеткой и сверху на них поставить горшок с растением. Количество воды необходимо поддерживать на одном уровне. Эффективность данного способа увлажнения воздуха увеличится, если сосуд с водой поставить над системой отопления.

Для повышения влажности воздуха растение рекомендуется обрызгивать водой. Однако эта процедура дает лишь кратковременный эффект, поэтому ее необходимо регулярно повторять. Обрызгивание следует производить в первой половине дня, чтобы растение успело высохнуть к вечеру.

Полив

Почва в сосуде с бонсай должна быть постоянно влажной (не сухой, но и не мокрой). Сухость почвы можно определить на ощупь или по светлому цвету. Сухая корка на поверхности земли не обязательно говорит о сухости всей почвы.

Вода должна достичь дна сосуда. При плохой водопроницаемости почвы полив следует повторить 2-3 раза, пока увлажнится каждая песчинка земли. Летом бонсай требует больше воды, чем зимой, что связано с более интенсивным ростом растения в теплый период. Субтропические растения летом поливают как можно реже: почва должна быть относительно сухой. Тропические же растения совершенно не переносят холодной воды.

Лучшая вода для полива – талая. Можно использовать водопроводную воду, которую перед употреблением отстаивают на протяжении нескольких часов: вода приобретает комнатную температуру и выводит в осадок грязь и механические примеси.


© DominusVobiscum

Ждем Ваших комментариев!

3 комментария

  1. А Я хочу из вяза вырастить, но пока не знаю как… Вяза на улице полно, и растет он как сумасшедший.))

  2. недавно в Максидоме купила бонсайчик ростом сантиметров 15. Описания у него никакого не было, но гугл подсказал, что это Лигиструм. Никакого особенного ухода не требует – поливаю раз в два дня, опрыскиваю как и всё остальное зеленое семейство. Выглядит он пока не слишком изящно) Надеюсь, что с возрастом это пройдет)

Напишите свой комментарий

Внимание! В комментариях к материалам запрещена публикация ссылок или контактной информации. Для этого воспользуйтесь форумом или личными сообщениями. Спасибо!