Как визуально расширить или уменьшить сад — советы ландшафтного дизайнера

0
0
2321

Слишком маленькое или слишком узкое пространство, на котором «не развернуться». Большой сад, лежащий на плоской открытой местности, где взгляду не за что зацепиться. Высокий забор, с одной стороны, создающий ощущение защищенности, а с другой – скованности и тесноты… Вот далеко не полный список «данностей», с которыми сталкиваются владельцы загородных участков при планировке сада. Казалось бы, геометрию ландшафта исправить сложнее всего. Тем не менее, обмануть взгляд и существенно изменить восприятие форм и размеров вполне возможно.

Как визуально расширить или уменьшить сад — советы ландшафтного дизайнера
Как визуально расширить или уменьшить сад — советы ландшафтного дизайнера

Визуально расширяем границы

Оформление границ участка

Наверное, излишняя компактность/узость участка – наиболее часто встречающаяся проблема. Чтобы исправить ситуацию, нужно вспомнить, как работают законы перспективы, прежде всего тональной и воздушной. Дело в том, что воздух имеет свою плотность и цвет, из-за чего искажается визуальное восприятие объектов вблизи и вдалеке.

На переднем плане все предметы кажутся контрастнее, четче и детализированнее, цвета насыщеннее, а на заднем — контуры расплываются, детали теряются, а все оттенки уходят в сизую гамму. Т.е. мы имеем наглядное воплощение выражения «голубые дали». Более того, в солнечные и пасмурные/дождливые дни картинка меняется: влажный воздух размывает очертания сильнее, а серо-голубые тона становятся ближе.

Соответственно, если мы хотим создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле, границы участка нужно оформить в серо-голубой гамме.

Если мы хотим создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле, границы участка нужно оформить в серо-голубой гамме. Для этого используйте растения с серебристой, голубой или серо-зеленой листвой/хвоей.
Если мы хотим создать иллюзию большего пространства, чем есть на самом деле, границы участка нужно оформить в серо-голубой гамме. Для этого используйте растения с серебристой, голубой или серо-зеленой листвой/хвоей. © bhg

Используйте растения с серебристой, голубой или серо-зеленой листвой/хвоей:

  • лохи,
  • облепиху,
  • шефердию,
  • грушу иволистную «Пендула»,
  • многие ивы,
  • рябину ария,
  • «голубые» ели,
  • можжевельники,
  • кипарисовики,
  • пихты и сосны.

Причем, чем более мелкофактурная листва/хвоя и чем более естественный природный габитус, тем результат будет нагляднее.

Подробнее о колористике с примерами в нашем материале: Сочетаем цвета правильно — советы по колористике цветника для начинающих

Избавляемся от прямых линий

На эффект размытия границ работает не только пейзажность формы крон отдельных растений, но и плавающий контур линии фонового озеленения в целом. Рядовая посадка из самой светлой и яркой серебристо-голубой ели колючей границу, конечно, отодвинет, но и подчеркнет. В то время как естественная пейзажная композиция вдоль забора ее, напротив, как бы сотрет.

От прямых линий и углов в принципе стоит избавляться: четкая геометрия никак не способствует ощущению свободы и простора.
От прямых линий и углов в принципе стоит избавляться: четкая геометрия никак не способствует ощущению свободы и простора. © finegardening

От прямых линий и углов в принципе стоит избавляться: четкая геометрия никак не способствует ощущению свободы и простора. Так что углы, особенно прямые, целесообразно прикрыть с помощью угловых растительных групп или других садовых объектов (небольших беседок, качелей, композиций с камнем / рутариев природного вида и т.д.)

Что делать с ограждением?

Похожий эффект дает и цвет ограждения по периметру участка. Холодные приглушенные оттенки (серые, серебристые, серо-голубые, серо-зеленые, сизые) так же порождают иллюзию, что наш сад больше, чем кажется. Высота забора и его материал играют не меньшую роль. Замечено, что чем ниже окружение (ограда, растения) любого объекта, и сад целиком тут не исключение, тем визуально больше он кажется. С другой стороны, если мы имеем монументальный глухой забор, сквозь который ни нас снаружи никому не видно, ни у нас не возможности видеть мир за границами участка, останется только работать с его цветом и цветом и линией фонового озеленения.

Если выбрать сквозное ограждение, например, из кованой решетки, редкого штакетника или сетки-рабицы, можно начать взаимодействие с окружающим ландшафтном, включив его в композицию сада.
Если выбрать сквозное ограждение, например, из кованой решетки, редкого штакетника или сетки-рабицы, можно начать взаимодействие с окружающим ландшафтном, включив его в композицию сада и визуально объединить пространство внутри сада и за его пределами. © bhg

А вот если выбрать сквозное ограждение, например, из кованой решетки, редкого штакетника или сетки-рабицы, можно начать взаимодействие с окружающим ландшафтном, включив его в композицию сада. Чтобы визуально объединить пространство внутри сада и за его пределами, можно пойти разными путями. К примеру, отзеркалить уголок природы, примыкающий к саду извне, с помощью посадки похожих растений или использования схожих природных материалов. Или включить растительность «за бортом» в садовую композицию. Допустим, с той стороны забора растет красивое дерево – тогда ближе к нему сажаем ярусами, как в природе, подходящие визуально кустарники и травянистые.

Зеркала — ваш друг

Прием отзеркаливания можно понимать и буквально, используя в дизайне экстерьера зеркальные поверхности:

  • собственно зеркала,
  • поликарбонат,
  • полированный металл,
  • водную гладь.

Крупные зеркала словно добавляют саду «третье измерение»: придают глубину, множат количество света и порой до неузнаваемости меняют впечатление. Например, большое зеркало, установленное в проеме арки или закрепленное на дальней стене беседки, способно создать иллюзию бесконечного сада. Водоемы-зеркала, несмотря на их малую глубину, отражают небо и окружающий ландшафт, тем самым удваивая пространство. И так далее.

Зеркала — один из эффективных и бюджетных способов обновить дизайн сада. О других в нашей подборке: Ещё больше идей для сада, когда бюджет ограничен 

Примечание. Многочисленные мелкие отражающие поверхности в декоре (кусочки стекла/зеркала, компакт-диски и т.п.) не только углубляют и дополнительно освещают пространство, но и дробят его.

Уменьшаем/дробим пространство

Все цвета спектра делятся (относительно условно) на теплые и холодные. Почему условно? Во-первых, есть пограничные оттенки, зеленые и пурпурно-фиолетовые, которые могут быть как теплыми, так и холодными. А во-вторых, ощущение цветовой температуры меняется в зависимости от окружения. Даже максимально близкие тона друг по отношению к другу кажутся теплее или холоднее.

Как приблизить объекты цветом?

Если говорить о визуальной составляющей в целом, то теплые оттенки (желтый, оранжевый, красный) как бы приближаются к зрителю, в то время как холодные (голубые, синие, фиолетовые) – отступают и затягивают в свою глубину. Этот эффект подробно расписан в работах Василия Кандинского. Более насыщенные оттенки, белый/черный, контрастные сочетания, фактурные и матовые поверхности также кажутся ближе, а пастельные оттенки и серый цвет, нюансные композиции и глянец – раздвигают пространство.

Если говорить о визуальной составляющей в целом, то теплые оттенки (желтый, оранжевый, красный) как бы приближаются к зрителю.
Если говорить о визуальной составляющей в целом, то теплые оттенки (желтый, оранжевый, красный) как бы приближаются к зрителю. © epicgardening

Соответственно, если стоит задача визуально уменьшить площадь без перегруженности дополнительными садовыми объектами и вертикальным озеленением, дорогостоящей геопластики и т.п., добавьте в сад теплых насыщенных оттенков и контрастных сочетаний. Стоит помнить о том, что такие объекты (цветники, древесно-кустарниковые группы, МАФы), особенно в желто-красных тонах, — очень яркий акцент, тонизирующе и возбуждающе действующий на психику. В малых садах допустимо не более одной такой композиции.

Если вы неравнодушны к декоративно-лиственным растениям с красной, желтой или оранжевой окраской листвы и не готовы «ограничивать» себя, лучше равномерно распределить их по площади, смешав с зелеными насаждениями, или во времени, если наибольшая насыщенность наблюдается в разные сезоны.

Вертикальное озеленение

Любые объекты, задающие в саду вертикали, от высоких деревьев и пергол до декоративных заборчиков, сжимают пространство. С одной стороны, чисто психологически, сад, в котором просто интересно и много «всего» (зеленых изгородей, коридоров и кабинетов, увитых зеленью арок и решеток, растительных доминант и т.п.), воспринимается больше, но видим-то мы иначе. И любой дополнительный объект – препятствие для зрения.

Любые объекты, задающие в саду вертикали, от высоких деревьев и пергол до декоративных заборчиков, сжимают пространство.
Любые объекты, задающие в саду вертикали, от высоких деревьев и пергол до декоративных заборчиков, сжимают пространство. © harrodhorticultural

Достаточно посадить на линии взгляда между зрителем и, например, домом, кустарник или дерево – и пространство сожмется до расстояния до этого нового объекта. А уж собственно вертикальное озеленение – давний и самый очевидный прием функционального зонирования, позволяющий разбить сад на взаимосвязанные, но все же отдельные фрагменты.

Меняем геометрию сада с помощью композиционных приемов

Создание целостной гармоничной композиции – основная задача дизайнера, решаемая на стадии эскизного проектирования. Тем не менее, отдельные коррективы внести можно и впоследствии. Композиции бывают статичными и динамичными, открытыми и закрытыми. В зависимости от избранного варианта используются различные приемы, меняющие ощущение размеров и конфигурации пространства.

Композиции бывают статичными и динамичными, открытыми и закрытыми. В зависимости от избранного варианта используются различные приемы, меняющие ощущение размеров и конфигурации пространства.
Композиции бывают статичными и динамичными, открытыми и закрытыми. В зависимости от избранного варианта используются различные приемы, меняющие ощущение размеров и конфигурации пространства. В динамических композициях преобладают ассиметрия и диссиметрия. А для статичных композиций характерны прямые углы и четкие геометрические формы. © livingetc

В динамических композициях преобладают:

  • асимметрия и дисимметрия,
  • диагональные направления,
  • острые углы,
  • вытянутые контуры,
  • извилистые дорожки,
  • пейзажные очертания растений и линии фонового озеленения,
  • «нестабильные» геометрические формы (на плоскости и в объеме), содержащие движение в потенциале (круг/ шар; конус или пирамида, стоящие на вершине; узкий прямоугольник, вертикально стоящий параллелепипед или лежащий цилиндр).

Для статичных композиций характерны прямые углы и четкие статичные геометрические формы:

  • квадрат/ куб,
  • прямоугольник/ параллелепипед, лежащий на длинной грани,
  • стоящий цилиндр,
  • конус или пирамида, стоящие на основании.

Динамичная композиция – отличный вариант для того, чтобы визуально увеличить узкий/маленький участок. А если добавить центробежного движения и раскрутить композицию так, чтобы она как бы раскрывалась от центра вовне, эффект будет еще более ощутимым.

Метр и ритм

Помимо контрастов и нюансов, симметрии, асимметрии и дисимметрии в дизайне активно используются еще два композиционных приема – метр и ритм. Метр или метрический ряд – это повторение одинаковых объектов/простых композиций на одинаковом расстоянии, например, аллейная посадка туй или можжевельников. Ритм подразумевает чередование и повторение элементов/групп элементов по определенной системе.

Метр — повторение одинаковых элементов на равном расстоянии (например, аллея туй). Ритм — чередование и повторение элементов по системе. С помощь метра и ритма можно упорядочить пространство и сделать его более строгим и статичным.
Метр — повторение одинаковых элементов на равном расстоянии (например, аллея туй). Ритм — чередование и повторение элементов по системе. С помощь метра и ритма можно упорядочить пространство и сделать его более строгим и статичным. © houzz

С помощь метра и ритма можно упорядочить пространство и сделать его более строгим и статичным. Или наоборот создать ощущение динамики и подчеркнуть движение, уводя взгляд вдоль метрической/ритмической линии. Кроме того, сам по себе ритм может быть спокойным, если чередующиеся блоки несильно различаются по внешним признакам, и динамичным, когда присутствует значительный контраст.

Если немного исказить саму идею метра, можно очень существенно повлиять на восприятие расстояний. Например, чтобы визуально удлинить аллею, нужно искусственно ее сузить, посадив на равном расстоянии одинаковые растения, уменьшающиеся по высоте. Сработает закон линейной перспективы: нам будет казаться, что раз растения меньше, значит, они дальше, т.е. наша дорога длиннее. Если смотреть в другом направлении, получим противоположный эффект: по закону обратной линейной перспективы расстояние будет восприниматься меньше.

Примечание. Еще один забавный момент. Для человека, стоящего на склоне, путь вверх кажется длиннее, чем аналогичный — вниз. Высаживая увеличивающиеся по высоте (снизу вверх) одинаковые растения, можно нивелировать эту разницу и визуально уменьшить угол подъема и расстояние до вершины.

Оптико-геометрические иллюзии

Как и в случае с цветами, на ощущение размеров и форм отдельных объектов напрямую влияет то, что их окружает. Оптико-геометрические иллюзии изучаются давно, однако полного объяснения с физической точки зрения до сих пор нет и ответы продолжают искать уже в области психофизиологии.

Вертикально-горизонтальная иллюзия – свойство воспринимать вертикали длиннее по сравнению с горизонталями. Вертикальные линии делают объект выше и уже, горизонтальные – ниже и шире.
Вертикально-горизонтальная иллюзия – свойство воспринимать вертикали длиннее по сравнению с горизонталями. Вертикальные линии делают объект выше и уже, горизонтальные – ниже и шире. © greenteamlandscaping

Кое-что из таких неподдающихся строгому научному объяснению явлений можно взять на заметку и для ландшафтного дизайна:

  1. Общепсихологический закон контраста гласит, что один и тот же объект, например, круг (иллюзия Эббенгауза), окруженный меньшими по размеру кругами, кажется больше, чем он же, окруженными большими кругами.
  2. Иллюзия Дельбефа – такой эффект, при котором размер круга внутри окружности кажется больше, если диаметр окружности мал, и меньше, если диаметр велик (по сравнению с кругом без кольца и друг по отношению к другу).
  3. Эффект иррадиации заключается в том, что светлая фигура на темном фоне кажется больше равновеликой, но темной фигуры на светлом фоне. Причем чем меньше контраст, тем меньше разница.

Эти приемы пригодятся при планировке растительных композиций, составлении рисунка мощения и т.д.

Вертикально-горизонтальная иллюзия – свойство воспринимать вертикали длиннее по сравнению с горизонталями. Вертикальные линии делают объект выше и уже, горизонтальные – ниже и шире. Это свойство человеческого восприятия применяется повсеместно от дизайна одежды до архитектуры. В саду стоит учитывать ВГИ в вертикальном озеленении, проектировании ограждений и т.п. Наибольший эффект дают т-образные конструкции.

Имитируем рельеф

Геопластика – это искусственное изменение рельефа, от создания холмов до организации водоемов, сложное и дорогостоящее. Большинство садоводов вообще не задумывается о таких глобальных изменениях и «работает» с тем, что есть, ограничиваясь лишь сглаживанием ненужных/мешающих микронеровностей. Идеи о том, чтобы, например, сделать плоский сад более интересным и привлекательным за счет разнообразия рельефа, приходят значительно позже, когда основные постройки стоят, дорожки проложены, деревья посажены и внести какие-то глобальные изменения очень сложно.

Можно экспериментировать с растениями, имитируя холмистый ландшафт или сглаживая неровности разновысокими посадками. Для этого нужно достаточно много места.
Можно экспериментировать с растениями, имитируя холмистый ландшафт или сглаживая неровности разновысокими посадками. Для этого нужно достаточно много места. © gardensillustrated

В этом случае можно поэкспериментировать с растениями и имитировать нужный вариант: создать иллюзию холмистого ландшафта или убрать неровности с помощью разновысоких растений. Чтобы этот прием сработал, понадобится достаточно много места. Собственно речь идет о современных пейзажных цветниках новой волны, органично продолжающих и развивающих идеи Пита Удольфа – автора стиля Натургарден.

Высаживая цветущие и декоративно-лиственные растения на небольшой площади, мы получим либо классический ярусный миксбордер, либо беспорядочное нагромождение. А вот применяя блочный принцип (все растения повторяются по площади цветника большими блоками) можно полностью изменить ощущение рельефа. Но есть существенное отличие: в удольфианских садах нет очевидных солистов, выраженного переднего и заднего плана, большинство растений имеет близкую высоту, из-за чего частично перекрывают друг друга в разные периоды времени. Для изменения рельефа нам, напротив, нужно будет подобрать разновысотные цветы и злаки и высадить их ярусами в соответствии с нашей задумкой.

Подробнее о пейзажном стиле в материале: Малоуходность и романтичность — в чём особенность пейзажного сада?

Счастливым владельцам «японских» садов, стоит обратить внимание на опыт японских мастеров ландшафтного дизайна, которые буквально выстригают рельеф из древесных растений. Искусство карикоми, что дословно переводится как «обрезка побегов», позволяет создавать плавные линии, напоминающие волны или облака. В результате кустарники словно сливаются в единое плотное холмистое покрывало. Большие композиции из стриженых кустарников и деревьев носят название оокарикоми.

Большие композиции из стриженых кустарников и деревьев носят название оокарикоми.
Большие композиции из стриженых кустарников и деревьев носят название оокарикоми. © najga

По тому природному объекту/форме/ландшафту, который имитирует оокарикоми, выделяют:

  • намикарикоми – стрижка волной,
  • ямакарикоми – в виде горы,
  • данкарикоми – слоями и т.д.

Процесс это трудоемкий и долгий, но японцы готовы ждать, годами добиваясь совершенства. Карикоми – «непрозрачная» обрезка, поэтому используются растения с густоветвистой кроной и мелкофактурной листвой, высаженные рядом. В условиях средней полосы можно взять за основу кизильник блестящий, спиреи, барбарисы, смородину альпийскую. Чуть южнее – стефанандру и бирючину, в южных регионах – самшит вечнолезеленый.

Примечание. Композицию в стиле оокарикоми вполне можно создать и на обычном участке, главное грамотно вписать в общую картину.

Добавляем света

Огромное влияние на восприятие оказывает свет: его количество, направленность и цвет. О том, как раздвигают/дробят и углубляют пространство зеркальные поверхности, мы уже говорили. Теперь остановимся на возможностях, которые дает использование растений и собственно светильников.

Естественный природный свет (если не брать частные случаи закатов и рассветов) – белый и желтый. Так что возьмем растения, обладающие «схожими» характеристиками. Тенистые/темные уголки при всей своей укромности и уютности часто кажутся слишком глухими и непривлекательными для того, чтобы проводить там время.

«Освещение» растениями

В садах, расположенных в лесу или на северных склонах, на маленьких участках с высокими заборами и тенью от близлежащих построек возникают не только очевидные трудности с садоводством и земледелием, но и чисто психологические проблемы.

Желтый и белый цвет, в отличие от всевозможных сизых оттенков, сжимают пространство, но за счет большей освещенности тенистые уголки кажутся менее тесными.
Желтый и белый цвет, в отличие от всевозможных сизых оттенков, сжимают пространство, но за счет большей освещенности тенистые уголки кажутся менее тесными. © epicgardening

Оживить сад при нехватке света совсем нетрудно с помощью подходящих теневыносливых растений:

  • С беловариегатной листвой и белыми соцветиями – добавляют света, легкости и воздушности. Это дерены, хосты, медуницы, бруннеры, гортензии, волжанки, астильбы, лабазники и т.д.
  • С желтыми соцветиями – освещают и создают ощущение радости. Бузульники, вальдштейнии, вербейник точечный, магония падуболистная, рододендрон желтый, бархатцы и т.д.

Желтовариегатные и желтолистные сорта деревьев, кустарников и многолетников чаще всего утрачивают яркие оттенки в тени, становясь салатовыми, поэтому их использование не особо эффективно. Исключений немного, например некоторые хосты.

Примечание. Желтый и белый цвет, в отличие от всевозможных сизых оттенков, сжимают пространство, но за счет большей освещенности тенистые уголки кажутся менее тесными.

Искусственное освещение

Картина вечернего сада будет неполной без использования светильников. И тут мы можем побыть скульпторами и художниками в одном лице, рисуя светом и изменяя окружающее пространство под наши задачи. Конечно, все хорошо в меру. Возможно, в саду и вовсе не нужна декоративная подсветка и достаточно минимального функционального освещения. Но раз речь идет об изменении окружающего пространства, не упомянуть о поистине безграничных возможностях, которые дает искусственно освещение, просто нельзя.

Раз речь идет об изменении окружающего пространства, не упомянуть о поистине безграничных возможностях, которые дает искусственно освещение, просто нельзя. Подчеркивать структуру, объем, форму и силуэт. Это делает пространство сада более интересным, но при этом дробит на точки фокусировки взгляда.
Раз речь идет об изменении окружающего пространства, не упомянуть о поистине безграничных возможностях, которые дает искусственно освещение, просто нельзя. Подчеркивать структуру, объем, форму и силуэт. Это делает пространство сада более интересным, но при этом дробит на точки фокусировки взгляда. © thespruce

Заливающее освещение, которое призвано максимально осветить определенные участки или весь сад, крепится на высоких (3-4 м) опорах, напоминает солнечный свет и делает картинку более плоскостной, а площадь – визуально меньше. Более точечная подсветка может носить маркировочный характер, обозначая границы участка, мощения или зон. Подчеркивать структуру, объем, форму и силуэт (прожектора и другие светильники, устанавливаемые снизу, сбоку или сзади объекта). Выступать в качестве отдельных МАФов или арт-объектов и т.д. Это делает пространство сада более интересным, но при этом дробит на точки фокусировки взгляда.

Цвет светового потока тоже многое определяет. Холодные голубые, фиолетовые и зеленые оттенки точно так же, как в случае с растениями и материалами, отодвигают границы, создают атмосферу некоторой строгости и таинственности. А теплое освещение (от бело-желтого до теплого пурпурного) наоборот делает пространство более камерным: уютнее и визуально меньше.

Цвет светового потока тоже многое определяет. Так, теплое освещение (от бело-желтого до теплого пурпурного) наоборот делает пространство более камерным: уютнее и визуально меньше.
Цвет светового потока тоже многое определяет. Так, теплое освещение (от бело-желтого до теплого пурпурного) наоборот делает пространство более камерным: уютнее и визуально меньше. © ohmaticelectrical

Направленные лучи прожекторов и разнообразие вариантов, в том числе цветовых, придают картинке динамику, заливающий и направленный вниз свет (например, подсветка дорожек с помощью светильников-боллардов), делает сад более уравновешенным и статичным.

Примечание. Излишние яркость и многоцветие раньше приедаются и могут вызывать раздражение, более спокойные решения радуют глаз дольше.

Напишите свой комментарий

Внимание! В комментариях к материалам запрещена публикация ссылок или контактной информации. Для этого воспользуйтесь форумом или личными сообщениями. Спасибо!