Приближаются Рождество и Новый год – и улицы городов расцвечиваются всеми цветами радуги: на площадях появляются нарядные елки и светящиеся декорации, фасады и витрины манят праздничными атрибутами и огоньками, деревья и фонарные столбы облачаются в яркую иллюминацию.

Традиции зимних праздников отличаются в разных странах и культурах и зачастую претерпевают существенные изменения с установлением новой религии, приходом новой власти или веяниями моды. Каждому празднику соответствует своя атрибутика и свои растения-символы. Одни служат украшением улиц и жилищ, другие ставят на стол в качестве ритуальной пищи, призванной приманить в дом удачу, а третьи используют в разных обрядах.
1. Ель и не только
Истоки традиции и символизм
Самый узнаваемый атрибут зимних праздников – новогодняя или рождественская ель. Праздничные ели устанавливают в большинстве стран мира, даже если это идет вразрез с местными традициями. Обычай украшать новогоднее/рождественское дерево насчитывает уже не одно столетие. А вот где именно нарядили первую елочку, ведутся ожесточенные споры. Нет и стопроцентной уверенности в том, что таким праздничным деревом была именно ель. Более или менее достоверно известно лишь то, что зародилась традиция в северной Европе в 16 веке то ли в Германии, то ли в одной из прибалтийских стран. Хотя эстонцы настаивают на том, что на территории современного Таллина рождественскую ель установили аж в середине 12 столетия.
Но почему именно ель? Старинная немецкая легенда гласит, что когда-то давно Святой Бонифаций срубил священный дуб, посвященный Одину, решив таким образом продемонстрировать германцам-язычникам слабость их богов. Могучее дерево, упав, поломало все другие деревья, росшие поблизости, кроме небольшой ели. Так и повелось. Вечнозеленые ветви ели символизируют вечную жизнь, а верхушка указывает на Небеса.
Украшения означают дары, которые дерево как бы должно передать в будущее, чтобы сделать его более добрым и счастливым. Леденцы, засахаренные орехи и прочие сладости символизируют сладость духовных даров, печенье и вафли – гостию, цветы и плоды (яблоки, виноград, сухофрукты) – райский сад. Верхушку ели часто украшают Вифлеемской звездой – светилом, взошедшим на небосклон как знак рождения Спасителя, а также свечами и разными «блестками» – символом «Света мира».

Впрочем, есть мнение, что у древних германцев задолго до прихода христианства существовал обряд украшения ели под Новый год, только дерево не рубили и не приносили домой, а наряжали прямо в лесу.
История новогодней ели в России
Из Германии ель перекочевала и в Россию. Указом Петра 1 от 1699 года было предписано впредь отмечать Новый год 1 января и украшать город ветвями хвойных растений: ели, сосны, можжевельника. От славянского обычая праздновать наступление нового года 1 сентября отказались, но елка не прижилась. И только в начале 19 веке благодаря супруге Николая 1 Александре Федоровне все изменилось.
24 декабря 1817 года будущая императрица организовала первую елку для своих детей. Дворцовые празднества какое-то время оставались личным делом императорской семьи, но уже к середине 1840-х в состоятельных столичных семьях практика наряжать рождественское дерево стала популярной. В 1852 году в здании Екатерингофского вокзала установили первую публичную ель, примерно в это же время слово «елка» стало синонимом не только праздничного дерева, но и самого праздника.
Традиция не прерывалась вплоть до 1929 года, когда Рождество официально упразднили сверху как «поповский обычай». Однако властям показалось неконструктивным лишать детей праздника. Поэтому с 1936 года елка в Союзе стала новогодней и атеистической, основные празднества сместились с 24-25 декабря на привычную нам новогоднюю ночь, Вифлеемскую звезду сменила красная пятилучевая, рождественские украшения – более актуальные времени и эпохе советские, а главными действующими лицами стали Дед Мороз и Снегурочка. И по сей день общегосударственным праздником в России и во многих постсоветских республиках остается именно Новый год. Что не мешает нам праздновать и Рождество, а украшать ель и дом по своему усмотрению, вкладывая или нет в это действо какой-то символический смысл.

Североамериканские обычаи
В североамериканских странах существует неофициальный праздник, посвященный ели, – день рождественской елки. Дата скорее коммерческая, чем символическая. В Канаде празднование приходится на первую субботу декабря, в США – на 8 декабря. В этот день принято выбирать и наряжать рождественское дерево и делиться фотографиями в соцсетях. Кроме того, канадцы и американцы украшают дом и сад венками и светящимися гирляндами. В Канаде и США не принято с размахом праздновать именно Новый год, поэтому к 31 декабря рождественские украшения, в том числе ель, чаще всего уже убирают.
Не только ель: альтернативы и необычный декор
В качестве новогоднего/рождественского дерева может служить не только собственно ель. Другие вечнозеленые хвойные имеют сходную символику и тоже отлично подходят на эту роль:
- сосна символизирует стойкость, верность, долголетие и бессмертие, причем особое значение это дерево приобретает на Востоке, в Китае и Японии;
- кипарис – символ долголетия и бессмертия в Азии и в арабском мире, в Греции – возрождения и жизни после смерти, часто используется в Израиле в качестве домашнего новогоднего дерева (хотя еврейский Новый год приходится на осенний месяц тишрей, многие жители Израиля, особенно выходцы с постсоветского пространства, украшают дом на календарный Новый год);
- араукарию наряжают в том же Израиле, на Гавайях и в нек. др. теплых странах, где елей нет, а на Кубе – еще и пинии (итальянскую сосну) ;
- пихта — дерево жизни и духовной силы, а в Северной Европе считается первым деревом новорожденных и напрямую связана с Рождеством;
- можжевельник символизирует преодоление смерти и вечную жизнь, а также Троицу.
Хвойные веточки и шишки часто используют в качестве декора, составляя из них новогодние композиции (настольные, подвесные, венки, гирлянды, букеты, пирамидки), вплетая в них игрушки, сладости, яблоки, цветы, злаки и сухоцветы, сухие листья, мох, мишуру, «живые» свечи и искусственные огоньки.

Ель, подвешенная корнями к потолку и макушкой вниз, по древним германским поверьям олицетворяет солнце с исходящими лучами и отгоняет злых духов. Такой вариант декора сейчас нередко можно увидеть в качестве украшения торговых центров, хотя сомнительно, что тут имеется иное значение, кроме декоративного.
Вам будет интересно: Новогодняя ёлка — 30 стильных и нестандартных идей оформления
2. Экзотические праздничные деревья
Далеко не во всех странах мира есть традиция ставить и украшать специальное дерево к Рождеству или Новому году. И даже там, где это принято, таким деревом не всегда становится хвойное растение. Зачастую просто в силу того, что «ели» там не растут. Либо в качестве праздничного украшения выбирают растение, имеющее национальную значимость и особую символику. И такие деревья, на наш вкус, могут показаться довольно необычными.
Так, во многих африканских государствах к праздникам наряжают баобаб. Разумеется, этого гиганта не рубят, а украшают прямо на улице, для всех. Баобаб растет медленно и живет очень долго, олицетворяет мощь и долговечность самой природы, стойкость духа, связь между землей и небом. По сути, это африканское мировое древо, священный объект и место силы.

Сияющие пальмы
В Мексике, Бразилии и Египте к Новому году гирляндами и яркой иллюминацией украшают пальмы. Бразильцы празднично оформляют растение на улице, а мексиканцы и египтяне часто ставят пальмы непосредственно в домах.
В Мексике под пальму, как под обычную елку, кладут новогодние подарки.
Египет – мусульманская страна, в которой Новый год не является официальным праздником, но ночь с 31 декабря на 1 января отмечается как дань мировой «моде». Пальма олицетворяет уходящий год, а украшения нужны для того, чтобы достойно его проводить.

Символы достатка и природная красота
Кофейное дерево – традиционный новогодний символ в Республике Никарагуа. В доме ставят растение с красными плодами, символизирующими достаток и плодородие. А вот в Бразилии в качестве настольного декора иногда сооружают маленькие «кофейные елочки»: на пирамидальный/конусообразный каркас на липкую основу закрепляют зерна кофе и небольшие украшения.

Похутукава, она же метросидерос войлочный, считается официальным рождественским деревом в Новой Зеландии. В декабре ближе к Рождеству похутукава расцветает многочисленными пушистыми шарообразными соцветиями, чаще винно-красного, реже желтого оттенка. Выглядит это само по себе нарядно, так что дополнительных украшений не требуется. Маори и другие островные народы издавна почитали метросидерос, украшали им дома и использовали в памятных ритуалах.
Лещина имеет богатую историю как в языческой, так и в христианской традиции, а в Судане орешник даже стал символом Нового года и прочно связан с понятиями здоровья и богатства. Украшения на лещине означают плоды жизни, которые человек соберет в будущем году.
3. Падуб и омела
Особое отношение к этим растениям имеет давнюю историю и уходит корнями в традиции римских сатурналий и верования древних кельтов. Отсюда и современные страны, в которых падуб и омела – неизменный атрибут зимних праздников, только теперь символика из языческой стала христианской.
«Золотая ветвь», как называли омелу кельты, традиционно ассоциировалась с бессмертием и возрождением, защитой, богатством, женской силой и плодовитостью. В западном христианстве поцелуй под ветвями омелы в Рождество – знак плодотворного союза для поцеловавшейся пары. Есть мнение, что такой обычай является отголоском сатурналий – празднеств на зимнее солнцестояние в Древнем Риме, во время которых разрешалось целовать даже незнакомых людей.

На праздник было принято дарить друг другу веточки омелы в знак примирения. Как древний языческий символ женского начала, в христианской символике омела ассоциируется с Девой Марией, обещая ее благословение и защиту. Белые шарики плодов омелы созревают как раз к зиме, что на фоне вечнозеленой листвы смотрится очень нарядно. Омелу подвешивают над порогом и под потолком, украшают оконные проемы. В Великобритании в Новогоднюю ночь с факелами из ветвей омелы обходят земельный участок, охраняя его от злых духов и «заклиная» будущий урожай.
Падуб имеет схожую с другими вечнозелеными растениями символику: во время сатурналий остролист означал счастье и здоровье, а теперь прочно ассоциируется с именем Христа, возрождением и вечной жизнью. Еще ранние христиане использовали падуб в качестве декора во время празднования Рождества.
Колючие листья падуба символизируют терновый венец, красные ягоды – капли крови, а сам падуб используют в живописи как аллегорию креста. Итальянцы часто ставят веточки падуба на стол во время рождественских и новогодних праздников.
Во многих странах Западной Европы и в США из падуба плетут венки и гирлянды, декорируя ими входные двери и интерьер.

4. Пуансеттия
Молочай красивейший, больше известный как пуансеттия, давно стал одним из самых узнаваемых символов Рождества в западном мире, а последние годы набирает популярность и у нас. Горшки с пуансеттией уже в ноябре можно встретить в продаже и многие с удовольствием покупают растение, чтобы украсить дом к зимним праздникам. Меж тем пуансеттия в определенном смысле растение экзотическое, ибо родом из Мексики и Центральной Америки.
Легенда о чудесном даре
Так как получилось, что южная гостья прочно вошла в обиход христиан (прежде всего исповедующих католицизм) во всем мире? Мексиканская легенда рассказывает об одной бедной девушке, которая не могла позволить себе преподнести Младенцу Иисусу подарок к Рождеству и набрала на обочине сорных трав, которые на алтаре обратились в пуансеттию. Уже с 16 века монахи-францисканцы стали активно использовать растение для украшения храмов и вертепов.

Сама форма «цветка», хотя на самом деле это ярко окрашенные прицветники, ассоциируется с Вифлеемской звездой. Отсюда и имя, под которым пуансеттия, известна во всем мире, – «рождественская звезда». Красные прицветники означают кровь Христа, белые – его чистоту и божественность, вечнозеленые листья обещают надежду и бессмертие. В Мексике пуансеттию называют «цветком Святой ночи», связывая тем самым не только с самим Христом, но и Девой Марией, подарившей Спасителю жизнь. Мексиканская иконография изображает Богородицу, облаченной в красные и зеленые одежды – цвета пуансеттии. Кашпо с пуансеттией дарят друзьям, а листья используют для составления праздничных композиций: букетов, венков и т.д.
5. Мандарины и другие цитрусовые
Если вы думаете, что мандарины на Новый год – это советское ноу-хау, то увы: нас в этом опередили. Но обо все по порядку.
Русская традиция: от роскоши к символу эпохи
На самом деле «мандаринки» начали набирать популярность в качестве праздничного угощения и декора еще на закате Российской Империи. Правда, только среди знати, которая могла позволить себе подобную экзотику, и в основном в южных регионах, где этот фрукт был доступнее. Мандарины впервые завезли в Россию в 70-х годах 19 столетия, однако созревали плоды только в декабре и к новогоднему столу доставка не поспевала. Первые отечественные мандариновые плантации появились «на югах» только в 1890-х годах. Мандарины оборачивали в золотистую или серебристую фольгу и вешали как игрушки на елку.
До 1960-х годов для большинства жителей теперь уже Советского Союза мандарины оставались недоступной роскошью. Считается, что общесоюзный обычай покупать мандарины к новогоднему столу зародился в 1963 году, когда в Ленинград прибыло судно из Марокко с грузом этих фруктов на борту. С тех пор мы не представляем «настоящего» Нового года без аромата мандаринов.

Восточный символизм: золото и удача
А вот в Китае цитрусовые деревья и их нарядные плоды имеют глубокий символический смысл. К Рождеству и календарному Новому году улицы, торговые центры и дома, конечно, украшают: устанавливают ели, развешивают праздничную иллюминацию. Но это скорее делается для туристов, посещающих страну в это время. Основные новогодние торжества в Китае проходят по лунному календарю – в Китайский Новый год, который приходится на период с 21 января по 21 февраля.
Какого-то одного универсального дерева-символа у китайцев нет, но часто наряжают цитрусовые деревья, обычно мандариновые, а на стол ставят мандариновые и апельсиновые веточки в горшках, наполненных рисом. Украшают цитрусовые монетками счастья, засахаренными фруктами и записочками с пожеланиями. Желтый (золотой) цвет, наряду с красным, считается праздничным, олицетворяет власть императора, богатство и процветание. Кроме того, есть определенное сходство в написании и звучании слов «мандарин» и «апельсин» со словами «золото», «счастье», «удача» и «успех». Апельсины и мандарины преподносят друг другу в качестве подарка, ставят на праздничный стол и используют в качестве декора.

Интересный факт: Во Вьетнаме пожелание богатства символизируют не плоды, а цветки кумквата. В северных и центральных областях страны эти цитрусовые деревца украшают жилые помещения.
6. Бамбук и персик
Японский подход: «Сосна у ворот»
На Востоке нет своих вековых традиций как-то особенно праздновать календарный Новый год и тем более Рождество, а привычные для нас и западного мира декорации – больше дань моде. В Японии хоть и имеются свои христиане, но канун Рождества (24 декабря) и сам праздник давно и прочно воспринимается как второй День всех влюбленных, в который парочки отправляются на свидания. И в саму новогоднюю ночь никаких фейерверков и посиделок до зари не устраивают, только скромный ужин в кругу семьи, а рано утром – поход в какой-нибудь местный синтоистский храм, чтобы помолиться, купить оберег и загадать желание.

Традиционное японское украшение дома на Новый год называется кадомацу. Это растительная композиция, в основе которой лежат побеги бамбука – символ стойкости, мужества, быстрого роста, благоденствия и достатка. В кадомацу как правило входят ветви сосны, олицетворяющей стойкость, постоянство и пожелание благополучия.
Собственно иероглифы кадомацу буквально означают «сосна у ворот». А также папоротник, цветы сливового дерева, водоросли и др. Композицию дополняют соломенной веревкой симэнава. Составляют кадомацу обычно в декабре, материал срубают в «счастливый день» — 13 числа, а убирают 4, 7 или 14 января. Одиночные композиции размещают в домах, снаружи – только парные. Кадомацу – дань синтоизму, древней религии Японии, и призвано служить пристанищем для божества Нового года.
Грабли для счастья
А еще Новый год в стране восходящего солнца немыслим без кумадэ – бамбуковых грабель. В дословном переводе кумадэ означает «медвежья лапа». Изначально бамбуковые грабли использовались в сельском хозяйстве, но со временем стали символом удачи и процветания. Кумадэ украшают талисманами, приносящими удачу: монетами (финансовый успех), журавлями и черепахами (долголетие, стабильность), морскими карасями тай (счастье), рисовыми мешочками (богатый урожай, процветание) и т.д. Не бывает двух одинаковых кумадэ, и важно выбрать именно те, на которые откликнулась душа. Ритуальные грабли продают на новогодних ярмарках. Считается, что нужно подольше погулять по маркету, размахивая кумадэ над головой, чтобы они «впитали» как можно больше удачи.

Вьетнамский Тет: цветы и фрукты
Для Вьетнама традиционным новогодним «деревом» тоже считается бамбук. Как и в Японии, это не живое растение, а композиция, представляющая собой 5-6-метровую бамбуковую палку (кэйнеу) с подвешенными на ней амулетами, перьями, листьями баньяна, оригами-рыб и прочими «игрушками». Это украшение появляется перед домом в последний день лунного года.
Вьетнамцы масштабно и очень шумно празднуют именно Тет, т.е. Вьетнамский Новый год, по датам совпадающий с Китайским. Это семейный праздник – и после массовых гуляний люди собираются за столом, а на алтарь предков обязательно выставляют «пять фруктов», символизирующих богатство. Список варьируется в зависимости от региона. А вот на праздничном столе часто присутствует арбуз: дарить красные предметы – к удаче и счастью.

Во Вьетнаме на удивление много новогодних растительных символов. Так, в северных областях дома обязательно украшают цветы персика, в центральных и южных регионах – охны цельнолистной. По древней легенде персиковые цветы отгоняли злых духов, но в настоящее время они приносят в дом тепло, дарят человеку надежду и радость. Часто встречаются и другие цветущие растения (хризантемы, бархатцы, нарциссы), а также деревца-бонсай.
Смотрите также: 50 ярких идей новогоднего декора своими руками
7. Зерновые культуры
Обряд Посевания
Наверное, всем знакома традиция посыпать молодоженов зернами риса, желая новобрачным удачи, процветания и побольше детей. Причем обычай практиковался издавна и на Западе, и на Востоке. Однако «сеяли» зерна не только на свадьбах. У многих славянских народов существовали именно зимние традиции и ритуалы, в которых использовали зерно: рожь, пшеницу, ячмень и прочие посевные культуры.
В первый день нового года (по старому стилю) или на Рождество славяне проводили обряд Посевания, чтобы земля порадовала щедрым урожаем. Дети, обычно мальчики, ходили по домам и обсыпали хозяев и дом «пашней», т.е. специально приготовленным зерном. (Впрочем, ритуал могли проводить и взрослые.) Чаще всего зерно носили в специальной рукавице или рукаве, оторванном от рубахи, а еще один рукав служил для полученных угощений. Хозяйки собирали рассыпанное зерно, чтобы накормить кур, – верили, что птицы будут лучше нестись. Все действия сопровождались песнями, приговорами и заклинаниями.

«Выкрикивать» песни и «сеять» зерно было принято и на Овсень (канун Нового года) у жителей центральных и южных областей России. Происхождение названия часто связывают со словом «овес», который активно использовался в процессе.
Гадание и символика
Зерно – традиционный символ плодородия и новой жизни. И весь комплекс праздничных гуляний и обрядов, начиная с предновогодних дней и до Крещения, так или иначе был связан с будущим урожаем. С установлением новой религии, славяне продолжили колядовать, а языческие традиции, как это обычно и бывает, тесно сплелись с христианскими. Люди прославляли Христа и заклинали урожай, а девушки непременно гадали с использованием зерна. Считалось, что если девушка, подметая под Новый год, найдет зернышко, то обязательно выйдет замуж. В Рождественский или Крещенский сочельник гадали «на петуха»: по его поведению предсказывали «личную» судьбу. Ложась спать в новогоднюю ночь, девушки высыпали на себя зерно, чтобы во сне увидеть будущее.

Интересный факт: В Польше есть обычай со схожими обрядами, но никак не связанный с урожаем, — Полазник. В зимние праздники люди ходят по гостям с поздравлениями и добрыми пожеланиями, обсыпают хозяев зерном, а взамен получают особое отношение и праздничное угощение.










