Нередко в нижней части стволов появляются заметные утолщения. Одни утверждают, что это показатель хорошего состояния дерева, другие считают их опасным признаком. А как же на самом деле?
Хорошо или плохо это для дерева — зависит от причины возникновения утолщения, его конкретного места на стволе и анатомического строения тканей. Начнем с причины благоприятной.
Если утолщение находится в нижней части штамба, начинается от земли и не одностороннее, как флюс, а равномерное по диаметру, — оснований для беспокойства нет. Это показатель благополучного строения дерева, его хорошей архитектоники. Ведь фундамент любого строения всегда бывает шире верхней части. А плодовое дерево в данной ситуации тоже можно рассматривать как строение, состоящее из подвоя и привоя. Недаром И. В. Мичурин называл подвой «фундаментом плодового дерева». Посмотрите, какой утолщенный «фундамент» у Мелбы почтенного возраста. Дерево на нем прочно «сидит», как на «пьедестале» .
© photofarmer
Напомню, что подвой — это не только корневая система, но и нижняя часть ствола до места прививки, которое может находиться на разной высоте от корней (высокая прививка хорошо заметна по скошенному рубцу на коре). А привой — это основная надземная часть дерева, выросшая из прививки.
Подвой всегда бывает не менее, чем на год—два старше привоя, так как при выращивании саженцев прививку или окулировку делают как минимум в одно-двухлетний дичок-подвой, поэтому более широкая его часть в основании дерева вполне закономерна «по старшинству».
Конечно, такое объяснение справедливо при общем хорошем состоянии дерева: нормальные приросты, здоровые темно-зеленые листья, свойственные сорту зимостойкость и урожайность, своевременное прохождение всех фаз вегетационного развития и т. п.
Но если возникает утолщение «наоборот», нарушающее естественное строение дерева, когда образуются или односторонний «флюс», или заметный наплыв привоя над подвоем, это уже иные ситуации, требующие конкретного рассмотрения.
Иногда «толстый верх —тонкий низ» возникает из-за более сильной энергии развития привоя по сравнению с подвоем. Такой особенностью обладает, например, скороплодный сорт яблони Бефорест. Его прививки растут и развиваются так стремительно, что часто догоняют и перегоняют толщину подвоя. К счастью, уже на 2— 3-й год Бефорест начинает плодоносить, и такой «обгон» прекращается.
Более энергичное развитие бывает у черешни, привитой на вишню. Вегетативная масса черешни с ее крупными листьями на мощных побегах вызывает, соответственно, быстрый рост в толщину, опережающий менее энергичный рост подвоя вишни.
Из классической литературы известно, что некоторые деревья с утолщениями «наоборот» могут долгие годы нормально жить и плодоносить. Например, в монографии специалиста Ист-Моллингской опытной станции (Англия) Р. Гарнера «Руководство по прививке плодовых культур» (М., 1962) приведена фотография 55-летнего дерева черешни с сильным утолщением в месте прививки. Дерево, по свидетельству автора, было вполне здоровым и хорошо плодоносящим.
Но это скорее исключение из правил, и такого аномального развития лучше не допускать. Сгладить начинающееся различие по толщине поможет бороздование — продольные разрезы коры с небольшим (1 мм) надрезом и древесины. Их делают в мае-июне острым кончиком ножа по всей окружности ствола от места утолщения до земли. Расстояние между разрезами 5—10 см, чем старше дерево, тем чаще проводят бороздки. Такой прием стимулирует разрастание тканей древесины и коры, способствуя выравниванию по толщине подвоя и привоя.
Но обычно утолщения в виде наплывов сверху — это неблагоприятный признак, который бывает в случаях физиологической несовместимости привоя с подвоем, приводящей к гибели деревьев. Само это явление заключается в плохом анатомическом срастании и слабом взаимопроникновении тканей и сосудов прививочных компонентов. Следствие несовместимости — недостаточная механическая прочность в месте их соединения, а также углеводное голодание корней, поскольку в них не поступают пластические вещества, вырабатываемые листьями в процессе фотосинтеза. Имея крупномолекулярное строение, они не могут проникнуть к корням из-за плохой сосудистой взаимосвязи между привоем и подвоем. В результате эти вещества задерживаются сверху, постепенно образуя заметный наплыв в виде опухоли над местом прививки.
Чаще всего такая несовместимость бывает у неродственных прививок, когда, например, грушу прививают на яблоню или рябину, аронию, иргу и т. п. В первые годы их «союз» может казаться нормальным: все растет и даже плодоносит. На самом же деле он оказывается недолговечным, такие растения погибают из-за усыхания, отлома при сильном ветре или под тяжестью урожая, пониженной зимостойкости и т. п.
Кроме наплывов, физиологическая несовместимость имеет и другие сопутствующие диагностические признаки: обильную закладку цветковых почек при слабых приростах; слишком мелкие для данного сорта плоды и сильную их осыпаемость; общее угнетенное состояние, несмотря на хороший уход; преждевременное окрашивание листьев у привоя и появление поросли от подвоя.
Иногда физиологическая несовместимость проявляется не сразу, имеет как бы замедленный характер. Но если дерево, несмотря на хороший уход, постепенно приобретает угнетенный вид и при этом наплыв сверху увеличивается, оно будет недолговечным.
Используемые материалы:
- Н. Ефимова, кандидат сельскохозяйственных наук, ВСТИСП, г. Москва