Тишина в саду на самом деле складывается из множества звуков: голоса ветра, шевелящего травы, шуршания ветвей, стука дождевых капель, щебетания птиц, гудения насекомых, шороха опавшей листвы или хвои под ногами. Существует даже целая наука, занимающаяся изучением взаимоотношений человека с окружающим миром через звуки, — акустическая экология, или экоакустика.
В настоящее время ландшафтные дизайнеры уже целенаправленно создают звуковые сады, где различные звуки буквально играют партию первой скрипки.

Исторический экскурс
Звуки в китайской культуре
Для начала обратим свой взор на Восток. Садово-парковое искусство Китая насчитывает уже более 3000 лет. И одной из самых главных составляющих китайского сада на протяжении веков была вода: водная гладь, ручьи и каскады. Стоячая вода символизировала зеркало мира, текущая – его движение. А где вода – там и звуки, гармоничные и умиротворяющие. Согласно учению фэншуй, рукотворный пейзаж – прообраз рая на земле, в котором все прекрасно и символично. И сад обязательно должен быть наполнен фауной. (Эти же мотивы звучат и в более поздних, мусульманских и средневековых монастырских христианских садах, где обязательно присутствовал источник воды, а слух услаждало пение птиц.)

Еще одна звуковая примета – знаменитая музыка ветра. Изначально колокольчики использовали, чтобы отгонять птиц с рисовых полей, но постепенно они стали неотъемлемым атрибутом буддийских храмов, садов и частных жилищ, способствуя отпугиванию злых духов, расслаблению, сосредоточению и медитации.
Звуки в японской культуре
Хоть садово-парковое искусство Японии и является прямым наследником китайского, вода в японском саду необязательна. Однако часто присутствует именно в своей звуковой ипостаси. Например, в виде сикаодоси – устройства из двух бамбуковых палочек с бегущей и капающей водой, которые еще и дополнительно издают тихий стук при изменении положения. Или в виде капель дождя. Ну и конечно, никто не отменял звучания ручьев и водопадов.

Колокольчики в японском саду тоже имеются. Это фурин – колокольчик в форме чаши из стекла или металла (реже керамики или бамбука) с язычком. Кстати, происхождение у фурин китайское. Его предшественник – фигурный металлический колокольчик чжаньфэндо, который вешали в бамбуковом лесу и использовали для предсказания судьбы. В Японию чжаньфэндо перекочевали в 14 веке, видоизменились и стали служить для отпугивания злых духов от жилища. Кроме того, японцы верят, что звучание фурин дарует ощущение прохлады в летнюю жару.
Звуки в итальянской культуре
Наибольшего развития искусство водных садов достигло в период позднего Ренессанса в Италии и в барочных садах Франции и России. Корни итальянских садов восходят еще к италийским виллам эпохи Древнего Рима. Древнеримская вилла в обязательном порядке предполагала наличие водных затей – от водоемов-канопусов до всевозможных фонтанов. Но именно в 16 веке появляются уже настоящие водные театры, в которых вода исполняет сложные музыкальные партии.

Одна из самых знаменитых вилл того времени – вилла Д’Эсте в Тиволи, или «вилла тысячи фонтанов». Многочисленные садовые фонтаны создают настоящую симфонию звука, а самый известный – фонтан Органа – имеющий в своей конструкции органные трубки, проигрывает с помощью воды одну и ту же мелодию.

На другой знаменитой итальянской вилле 16 столетия – вилле Альдобрандини, или Бельведер, во Фраскати – водный театр представляет собой систему гротов. Стекая по ним, в зависимости от напора и поверхности на которую падает, вода генерирует различные звуки. «Игры» с водой достигли своего апогея в садах и парках зрелого барокко, в частности в Петергофе, при создании которого Петр Первый вдохновлялся (и стремился превзойти) садами виллы Д’Эсте.
Звуки в современности
Современные звуковые сады уже вобрали в себя не только природные звуки, но и пользуются всеми доступными техническими достижениями. И вообще предполагают научный подход. Первые исследования в области акустической экологии относятся к 60-м годам 20 века (проект «World Soundscape», Ванкувер, Канада). А в 1993 году был основан Всемирный форум акустической экологии, занимающийся улучшением общественных звуковых ландшафтов.

Сады звуков в настоящее время представляют собой либо отдельные пространства, композиции или инсталляции, либо становятся частью сенсорных садов, оказывающие комплексное воздействие на разные органы чувств. Например, в деревушке Сан-Сперате на юге Сардинии располагается «Сад поющих камней» Пинуччо Шиолы. В этом саду-музее под открытым небом собрано более 800 скульптур из камня. Мастер Шиола вырезал на базальтовых и известняковых глыбах сложную систему бороздок, в которых вибрирует и поет ветер.
Одна из первых звуковых композиций появилась в Сиэтле в начале 1980-х годов, где скульптор Дуглас Холлис построил свой «Сад звуков» — скульптурную группу из 12 стальных башен, к вершинам которых прикреплены флюгеры с органными трубами. При малейшем движении воздуха скульптура издает приятные мягкие звуки.
«Павильон акустического ветра Aeolus» Люка Жеррама – современный вариант эолофой арфы – струнного инструмента, звучащего благодаря дыханию ветра. Конструкция представляет собой арку-полусферу из органных трубок, вдоль которых натянуты нейлоновые струны. Чтобы послушать музыку ветра, нужно зайти внутрь павильона. И таких примеров по всему миру можно найти множество.
Функции звуковых садов
Давно замечено, что влияние звуков на человека носит глубокий и очень личностный характер. Причем это воздействие всеобъемлюще: с помощью музыки, природных и антропогенных звуков можно привести человека в крайнее возбуждение или, наоборот, усыпить, помочь сосредоточиться или расслабиться и так далее.
Так что первая и главная задача музыкального сада – лечить. Приятная атмосфера способствует снятию стресса, снижению тревожности, расслаблению и умиротворению. Доказано, что звуки меняют не только эмоциональный фон, но и оказывают благотворное влияние на физическое самочувствие. Недаром звуковые сады включены в состав современной терапии для реабилитации после физических и психических травм.
Расслабиться помогают не только звуки, но и ароматы: Лечимся запахами — 12 ароматных кустарников, полезных для здоровья
Атмосфера гармонии и покоя, с одной стороны, лечит бессонницу, а с другой – помогает сосредоточиться. В спокойной обстановке лучше думается и работается. Кроме того, разные звуки стимулируют нас творчески, задействуя соответствующие отделы мозга и органы чувств, рождают новые образы и ассоциации.
Приятная музыка и естественные звуки живой и неживой природы снижают воздействие шумового загрязнения. И это дополнительный фактор, влияющий на гармонизацию восприятия окружающего мира и возможности отдохнуть. В свою очередь, здоровый акустический ландшафт способствует повышению привлекательности и стоимости жилья. Недаром современные архитекторы и дизайнеры при планировке новых ЖК изначально закладывают в проект зеленые зоны.
Наполняем сад звуками
Все звуки, которые мы слышим, можно разделить на три большие группы: биофонии, геофонии и антропофонии. К первой категории относятся звуки, издаваемые живыми организмами: щебетание птиц, пение китов, гудение и стрекотание насекомых и т.д. Геофонии – это звуки неживой природы: стук капель дождя по листьям, журчание ручья, грохот водопада, шелест и свист ветра, шорох гравия, гром и т.п. И наконец, антропофонии включают в себя человеческую речь и смех, а также звуки, возникающие в результате нашей деятельности, от автомобильных сирен до музыки.
Соответственно, одним самое место в нашем саду, а присутствие других лучше ограничить. Впрочем, как и восприятие цветов, ощущения от звуков очень индивидуальны. Возможно, кого-то даже успокаивает постоянное жужжание газонокосилки на соседском участке.
Работаем с водой
Вода – традиционный солист в общественных парках и частных садах с самых древних времен. Самый простой вариант – установить в саду, например, в зоне отдыха, фонтан. Причем фонтан-бульку, пристеночный фонтан и фонтан-габион вполне можно соорудить своими руками. Отдельно стоящие фонтаны часто выполнены в виде интересных скульптур и сами по себе – настоящий арт-объект. Если на участке есть пруд, подойдут специальные водные насадки, создающие струи разной формы, высоты и направленности – и, естественно, по-разному звучащие. Кроме того, такие фонтанные насадки улучшают аэрацию водоема и препятствуют размножению водорослей, помогая сохранять воду в чистоте.

Примечание. Очень удачный пример соединения геофонических и антропофонических звуков – светомузыкальные фонтаны. Неудивительно, что их представления в парках собирают всегда столько зрителей.
Каскады и ручьи требуют больше времени, мастерства и вложений, но оно стоит того. Слушать, как вода журчит по камням или падает с уступа на уступ, наблюдать за движением струй и бликами солнца на воде – что может быть приятнее? Ручей или водопад выступают как самостоятельные ландшафтные объекты или как часть более сложных композиций: грота, альпийской горки, террасированного клона, японского садика. Водный поток может связать воедино разные зоны или, наоборот, разделить их между собой. В отдельных случаях все садовое пространство проектируется вокруг текущей воды.

Дополнить картину помогут разные механизмы и устройства, приводимые в движение или звучащие с помощью воды: водяные мельницы, клепсидры, сикаодоси, гидравлофоны и др.
Примечание. В общую водную симфонию вносят свой вклад даже простые капли дождя, барабанящие по крыше и мощению. И в зависимости от материала, звук может быть как оглушающим и громоподобным, так и мягким и шуршащим.
Задействуем ветер
Море трав, колышущихся и тихо поющих под ветром, — мечта, конечно, малоосуществимая на обычном участке просто в силу малой площади. И все же попытаться можно.
Можно изначально спроектировать участок в стиле натургарден. Даже стандартных 8 соток будет достаточно, чтобы организовать рукотворное разнотравье.
Подробнее о том, что такое Натургарден и как его воссоздать, в материале: Малоуходность и романтичность — в чём особенность пейзажного сада?
Основа такого сада всевозможные злаки:
- вейник остроцветковый,
- лисохвост луговой,
- мискантусы,
- молинии,
- просо прутьевидное,
- споробол раскидистый,
- щучка дернистая,
- трясунки и др.
Чтобы наш высокотравный луг звучал как можно дольше, не обрезаем надземную часть: колоски и метелки, а осенью и зимой – сухие стебли будут шелестеть по-особенному. В небольшом цветнике можно высадить цветущие травянистые с «поющими» семенами и плодами: лунарию, нигеллу, физалис и т.д. Правда, придется смириться с потенциальным самосевом.

Другой способ заставить воздух звучать – разместить в саду музыкальные инструменты, на которых будет играть ветер:
- эолову арфу,
- отдельные металлические трубки или мини-органы,
- ветряные вертушки,
- бамбуковые, деревянные, металлические, керамические или стеклянные колокольчики,
- подвески с подвижными деталями,
- поющие камни.
Большие стационарные инструменты могут стать центром зоны отдыха или частью, к примеру, детской площадки. Подвесными украшают ветви деревьев, беседки, террасы, дверные и оконные проемы.
Привлекаем фауну
Мерное гудение трудящихся над цветками насекомых-опылителей на самом деле успокаивает. В «медоносных» регионах России уже давно задействовали пчел для лечения пациентов. Причем речь не только о продуктах пчеловодства, но и о целебном эффекте от их жужжания. Специальный раздел альтернативной медицины, занимающийся пчелолечением, называется апитерапия. При многих пасеках на Алтае организованы специальные комнаты, где можно расслабиться на лежанках, установленных над сотами с пчелами, и подышать целебным воздухом. А в Уфе даже есть целый научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии.

Чтобы гарантированно привлечь в сад пчел, шмелей и прочих полезных насекомых, прежде всего нужно обеспечить им полноценный рацион питания на протяжении всего активного сезона с весны до осени. Замечено, что насекомым-опылителям больше всего нравятся ароматные растения в желто-оранжевой и сиренево-голубой гамме. Чуть менее «аппетитными» выглядят белые цветки, зато они способны «работать» в ночное время.
Форма соцветий имеет не меньшее значение. Важно, чтобы до нектара и пыльцы было просто добраться, а на цветок – легко приземлиться. Посадите в саду пряно-ароматически травы, растения с соцветиями-корзинками, соцветиями-щитками и соцветиями-метелками, цветущие кустарники, плодовые деревья – и сад наполнится волшебными звуками.
Кроме того, в саду в целом должно быть комфортно. Не обрабатывайте растения вредными гербицидами и инсектицидами, особенно по цветкам. Установите домики для насекомых и оставьте дикие нетронутые уголки, где они смогут размножаться и зимовать. Обеспечьте доступ к воде. Это не только поможет насекомым обратить внимание именно на ваш сад – они захотят вернуться или даже остаться насовсем.
Пользы от насекомых намного больше, чем мы привыкли думать: 19 насекомых для защиты и здоровья сада — как их привлечь?
Поющим птицам нужны в общем-то те же условия, что и насекомым – достаточное количество пищи, покой и место для гнездовья. Для начала где-нибудь в тихом уголке сада можно соорудить кормушку. Чем более удобной будет конструкция и чем более разнообразным рацион, тем больше птиц получится привлечь. Если на участке есть водоем, проблема уже решена, либо подойдут небольшие поилки. Самое важное – безопасность, а это высокие деревья, густые кроны, кустарниковые заросли.
Идеальный вариант – сад в «лесном» стиле, имитирующий или продолжающий окружающее лесное пространство с таким же (или похожим), как в природе видовым составом и ярусным строением. Многие птицы гнездятся на лугах, так что разнотравье в стиле натургарден тоже неплохой выбор. Для привлечения других пернатых подойдут искусственные домики, те же скворечники. Кстати, опасности для полезных насекомых птицы не несут, поскольку большинство ни пчелами, ни шмелями не питается, зато гусеницы и жуки – лакомое блюдо. Однако у садоводов, выращивающих ягодные и плодовые кустарники, возникнет дополнительная проблема: как обезопасить урожай от посягательства пернатых.
Примечание. Привлечением насекомых и птиц не стоит заниматься, если в семье есть маленькие дети, поскольку благоприятная для первых среда таит опасность для вторых.
Слушаем огонь
«Можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь…» — начало всем известной прописной истины. Однако завораживает нас не только огненный танец. Вы никогда не прислушивались, как трещат поленья в печи или камине, с каким звуком прогорают угли, как костер выдыхает сноп искр?

Разведение огня на частных участках и в общественных местах строго регламентируется. До недавнего времени правила были настолько жесткими, что в стандартном саду это было фактически табу. Сейчас при соблюдении всех норм безопасности посмотреть на открытый огонь вполне можно. Важно только соблюдать все предписанные расстояния до ближайших деревьев, построек и заборов, мостить площадку прочными и негорючими материалами, отдельно содержать дрова, растопку и горючие жидкости.
Самый оптимальный и безопасный способ полюбоваться огнем – специальные костровые чаши. Переносные чаши обычно выполнены из металла и часто имеют необычную форму или резьбу. Можно подобрать вариант практически для любого ландшафтного стиля. Сложить костровую чашу можно самостоятельно из кирпича/камней/бетона или соорудить из габионных сеток, наполненных булыжником или мелкой каменной фракций. Стационарный очаг иногда делают прямо в земле, выкладывая стенки костровой ямы теми же негорючими материалами. Огонь не только особенно заметен, но и слышен в темное время суток, когда ночная «тишина» поглощает дневные звуки.
Устанавливаем аудиосистемы
Когда-то давно, еще до изобретения современных «продвинутых» технических устройств, нам приходилось довольствоваться в основном природными звуками. В дворцовых садах и общественных парках играли живые оркестры. Сейчас умные технологии, позволяют создавать идеальный звуковой ландшафт под вкусы конкретного человека, наполняя сад пением птиц или классической музыкой, шумом ветра или мистическими звуками, этническими напевами или шумом воды.
Аудиосистемы включаются с гаджетов, программируются на определенное время и последовательность звуковых треков. Вместо стандартных всепогодных уличных колонок все чаще встречаются так называемые ландшафтные акустические системы, элементы которых выполнены в виде камней-валунов и незаметно вписываются в картину сада. Вариантов становится все больше – и все больше возможностей настроить звучание экстерьера на нужный лад.
Шумоизоляция – это важно
Чтобы уличная «музыка» прозвучала во всей своей красе и полноте, ей нужен подходящий фон, а именно – тишина. Особенно остро проблема стоит в больших городах, которые «никогда не спят» и никакие законы, ограничивающие громкость в ночные часы, не способны заглушить шум оживленной трассы неподалеку. Да и в частном секторе скрыться от раздражающих звуков с соседних участков порой непросто. А ведь люди часто едут «на природу» или вообще делают выбор в пользу строительства загородного дома как раз в поисках покоя и тишины.

Полностью изолировать открытое пространство сада от постороннего шума, конечно, не получится, но существенно снизить нагрузку на слух и психику реально с помощью:
- Высокого глухого забора (здесь нужно не забывать о разрешенных (общероссийских и для конкретного поселения, если есть) параметрах по высоте и выбирать стиль и материалы, гармонирующие с основным домом и участком в целом).
- Плотной живой изгороди (наивысший коэффициент шумоподавления – у сосны, чуть меньше у туи западной и тиса ягодного, затем идут остальные хвойные; впрочем, и лиственные деревья и кустарники неплохо справляются с задачей, например, боярышники, кизильники, сирени, липа мелколистная, клены, акация белая и др.).
- Других звуков, которые нам приятны.
- Геопластики (зоны для отдыха и времяпрепровождения в саду можно разместить на утопленных площадках, в окружении искусственных «холмов» или возле подпорных стенок/естественных склонов/каменистых горок; земля будет эффективно гасить внешние шумы).
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Не стоит забывать о том, что акустический ландшафт не оторван от реальности и работает в полной мере при комплексном подходе. Важна не только звукотерапия. В саду все должно быть направлено на единый результат: грамотная планировка, единство стиля, правильно подобранная цветовая гамма, приятные ароматы, уличное освещение, умные технологии, облегчающие жизнь и освобождающие время для отдыха. Только так получится создать садовое пространство, способное удовлетворить все наши потребности.