Для того чтобы получить богатый урожай фруктов, надо хорошо потрудиться: прилежно копать, постоянно ухаживать за растениями, полоть, удобрять и поливать их. Хозяин плодового сада с некоторой снисходительностью смотрит на красивые, поросшие дерном и зелеными кустарниками декоративные сады, которые не дают урожая плодов. Если он и признает право за некоторыми декоративными растениями занимать место в плодовом саду, то только за цветами.
© virgorama Еще древние по достоинству оценили красоту цветов, которые существуют с давних пор: хризантема цвела уже почти две тысячи лет назад в китайских садах. В средние века немецкий крестьянин выращивал розу и белую лилию (сначала только как лекарственные растения), майские ландыши, первоцвет, маргаритки, наперстянки. Потом с юга и юго-востока Европы распространились многие виды растений, среди них ирис, желтофиоль, левкой, красная лилия, ноготки. После открытия Америки, в конце XV столетня, в садах крестьян и горожан нашей родины прижились георгин, фуксия и приобретший сегодня огромное хозяйственное значение как масличное и кормовое растение подсолнечник. Позже на наших цветочных грядках появился высокий флокс.
Кроме цветов на приусадебных участках растут различные кустарники и деревья. Издавна бузину выращивают как лекарственное растение. Терн и боярышник служат живой изгородью садового участка. Самшит, колючая пальма, калина, бирючина, тис и можжевельник и полюбившаяся всем сирень высаживались сначала лишь в небольшом количестве, так как земля, с таким трудом обработанная, была занята необходимыми для поддержания жизни культурами. Первые сады, разбитые еще в доисторические времена, наверняка были лишены определенной формы, но со временем стали видны преимущества групповой и рядовой посадки и посева. Способ разбивки плодового сада с его прямыми дорожками и прямоугольно расположенными грядками сохранился и по настоящее время. Принципу продуманного рационального использования каждого квадратного метра — геометрическому — противостоит достигшее своего высшего расцвета в древнем Китае и Японии оформление сада как уголка живой природы с ее рельефом, поросшим растительностью, может быть, и несколько хаотично. С течением времени подобное восприятие все чаще стало находить отражение в планировке наших садов. Сейчас на одном и том же участке можно увидеть элементы обоих направлений.
Путь от сада, несущего только практическую функцию, к сегодняшнему с его газонами, декоративными кустами и цветущими деревьями был долгим. Два столетия назад Христиан С. Л. Хиршфельд писал в предисловии к своей замечательной книге «Теория садового искусства»: «Разбивка сада несомненно принадлежит к числу самых приятных занятий, которые может себе выбрать счастливый человек». И дальше: «Весной мало садов расцветает в той стране, народ которой постоянно находится «под ружьем», ищет волнений и тревог, больше удовольствия находит в агрессивных действиях, нежели в защите и созидании». Сегодня сады стали неотъемлемой частью наших городов, пригородов и сел. Зеленый участок в городе — это уголок живой природы. Вместе с открытыми насаждениями такие сады образуют зеленые зоны в жилых районах.
Садовод-любитель любовно ухаживает за своими питомцами. Деревья могут напомнить ему о лесе, дернина — заменить луг. На участке с каменистой почвой он даже отводит место высокогорным растениям. Гораздо меньше внимания уделяется большим и малым жильцам, населяющим сад. Садоводы жалуются на пожирателей капусты — кроликов. О тайных ночных, однако, очень полезных визитах ежа многие годами ничего не подозревают, пока при очистке старого валежника не наткнутся случайно на этого гостя. Летом, в солнечные дни в каменистой части сада появляются проворные огородные ящерицы; влажная прохлада сосуда с водой привлечет лягушек и жерлянок, а из тенистых скользких уголков выползают серые земляные кроты и начинают рыть свои, столь полезные для почвы, многочисленные ходы. На участке, где каждый уголочек придирчиво вычищен до последнего вялого листика и гниющей веточки, где проложены дорожки между огороженными грядками, все эти существа, к сожалению, лишены возможности жить, и сад на глазах чахнет, так как вес эти жильцы необходимы ему.
Птиц в зимнее время подкармливают. Но условия их гнездования все еще оставляют желать лучшего. Большую пользу принесет тот, кто позаботится о пернатых жильцах своего сада. Хорошо, если на деревьях вашего участка еще ранней весной поселятся пара синиц, малиновка, крапивник. Химические препараты для борьбы с вредителями нужно использовать с большой осторожностью, точно придерживаясь всех предписаний по их применению, ведь из-за них могут погибнуть пернатые. В представлении некоторых людей идеальный сад — это аккуратно расположенные дорожки, засаженные цветочные грядки, абсолютная чистота. Но подобный взгляд нам кажется поверхностным. Такой сад не может заменить нам чудесного многообразия природы. Лишь тогда, когда наш сад будет составной частью окружающего мира со всеми его незаметными, скрытыми и, казалось бы, незначительными явлениями, мы достигнем оптимальных результатов.
Сад красив в любое время года: зимой все вокруг покрывается ослепительным белым снежным покрывалом, и он, как по мановению волшебной палочки, становится сказочно прекрасным; ранней весной, когда садовые работы только начинаются. Май приносит в изобилии первые ожидаемые с нетерпением цветы и ранние овощи. А летом садовод нет-нет да и взглянет на небо — не затеняется ли оно темными грозовыми облаками, которые то ожидаются с нетерпением и желанны, то вызывают чувство досады. В августе на ветвях висят зеленые яблоки, а ранним утром или в поздний вечерний час дыхание осени уже ощущается в саду. Резким ударом грома последняя летняя гроза возвещает наконец о наступлении осени; высокие ветви кустарников одеваются первыми туманно-влажными красками ее. В ноябре сырой холодный ветер срывает с деревьев и кустарников оставшиеся разноцветные листья. С заморозками заканчиваются необходимые работы, срезается самая последняя роза для вазы, а в темени садовой земли набухающие луковицы цветов готовят уже новую весну.
кстати для каждого сезона существуют свои правила по уходу за растениями.