Перемещение из одного региона в другой (Средняя полоса — Дальний Восток), а потом в третий (Кубань, предгорья) и параллельное занятие везде садоводством-огородничеством, позволили сделать немало интересных открытий.
Оказалось, что способы, хорошо работающие в одном регионе, совершенно не подходят для другого. А в третьем вообще приходится пересматривать многие наработки. И погодные явления ведут себя по-разному. Например, в Хабаровском крае слепить снеговика удавалось далеко не каждый год — мокрый снег для тех мест очень редкое явление.

На Кубани, помимо многого другого, меня поразили росы. Ординарное, вроде бы, явление для природы, как оказалось, играет огромную роль в экологии местности. Думается, росу мы сильно недооцениваем, расскажу, почему.
Откуда берётся и куда девается?
Роса на российских просторах приурочена к весенне-летне-осенним сезонам. Ранней весной и поздней осенью красиво трансформируется в иней. В одних местах это совершенно обыденное явление, в других — редкое удовольствие. Где-то роса выпадает с вечера, где-то — к утру.
Родилась и выросла я в Подмосковье, на юго-востоке области, в лесистой местности с маленькими тихими речками и озерцами. С близким стоянием грунтовых вод, которые во многом определяют влажность местности: растения испаряют влагу от души. Особых ветров нет. Поэтому испарившаяся за день влага никуда особо не перемещается. А ясной ночью, когда нагретые поверхности остывают, конденсируется везде, где только можно: на растениях, металлических и деревянных конструкциях, на почве и в почвенных канальцах. Поутру сияет в первых лучах солнца такими переливами — куда там драгоценным камням!

На Дальнем Востоке всё оказалось совершенно иначе: влажность воздуха высокая постоянно, потому что великая река Амур (в районе города ширина от 1,5 до 3 км) испаряет огромное количество воды. Река служит ещё и резервуаром тепла летом и в начале осени, выравнивая перепады температур. Дуют почти постоянные ветра, активно перемешивающие воздушные массы, из-за чего таких рос, как в Подмосковье, и не бывает.
Кубань меня сильно удивила уже в первый сезон. Узкая долина с маленькой горной речкой, вокруг буково-грабовые леса. Сильный ветер явление нечастое, перепады температур день-ночь летом в ясную погоду 15-17 градусов. Окрестные горы, хотя и невысокие, удерживают испарившуюся за день влагу. Температура начинает падать, как только солнце скрывается за горой и уже к 21 часу падает на 7-9 градусов. Роса на траве появляется часа на два раньше. Утром всё в росе. Более короткие дни, в сравнении с Подмосковьем, да и горы, задерживающие рассвет и приближающие закат, позволяют росе держаться на растениях часов 12. С восходом солнца и нагреванием роса начинает испаряться, насыщая воздух. Существенную ее часть «употребляют» растения. И всякой мелкой живности тоже перепадает. Часть же впитывается в верхний слой почвы.
Тёплый воздух способен «вместить» гораздо больше влаги, чем холодный. Владельцы кондиционеров, пользующиеся режимом осушения воздуха, знают, что при осушении воздух заметно охлаждается. А если под дренажом от кондиционера стоит ёмкость, можно увидеть, что за 2-3 часа осушения из помещения вытягивается полведра воды.
Как температура влияет на влажность вы узнаете из статьи: Повышение влажности для комнатных растений — что работает, а что нет?
Что значит роса для растений?
Долгое время считалось, что растения получают влагу исключительно из почвы и ответственность за этот процесс лежит на тоненьких всасывающих корешках. Даже выпавшая роса, считалось, либо испаряется, либо стекает на почву, а там уже впитывается корнями растений.

В местностях, где почвенной влаги достаточно, именно такие процессы и преобладают. А в пустынях и полупустынях? Там ведь не так, чтоб совсем ничего не растёт, растительность есть. Причём, не только всякие саксаулы и акации с уходящими на 10 м и более вглубь корнями, но и травянистая растительность есть. С корневой системой, размещённой в 20-60 см от поверхности. Грунтовых вод в этом слое точно нет.
Взять, например, вельвичию, которая растёт в каменистой пустыне Намиб, где и осадков-то почти не бывает. Корень у неё полутораметровый, на такой глубине грунтовых вод нет. Так что с почвенной влагой совсем плохо. Зато есть регулярные туманы с Атлантики, которые приносят воздушную влагу. Вельвичия приспособилась эффективно использовать воздушную влагу, до максимума увеличив число устьиц на листе и расположив их на обеих сторонах листа.
О вельвичии и других уникумах здесь: О существовании каких уникальных растений вы вряд ли знали?
То есть, механизм впитывания (через устьица) у растений есть, и при необходимости они вполне способны его использовать. Последние исследования это подтвердили. В засушливых регионах, как оказалось, влага от выпадения росы может составлять до 60% водообеспечения растения.

Садоводы, не вдаваясь в теорию, умением растений употреблять влагу непосредственно листьями давно и успешно пользуются, проводя некорневые подкормки (опрыскивание по листу) своих садово-огородных питомцев. Замечательный приём, существенно ускоряющий поступление питательных веществ в растения.
Кроме, собственно, водоснабжения растений, роса не даёт растениям быстро нагреваться утром и задерживает начало интенсивного испарения влаги листьями.
Ранним утром выпавшая роса несколько сдерживает дальнейшее понижение температуры в приземном слое, создавая своеобразное «одеялко». Обильная роса эквивалентна выпадению 0,5-1мм осадков. Маловато, конечно, зато, в ясную погоду — каждую ночь.
Роса для почвы
Влага конденсируется не только на растениях, автомобилях и заборах. Почва очень ловко конденсирует воздушную влагу, причём, не только ранним утром, но и в течение дня. Грунт, несколько ниже верхнего, нагретого солнцем слоя, холоднее воздуха, и при поступлении в него воздуха (о дыхании корней садоводы знают) на стенках почвенных каналов и полостей осаждается влага. Ночью и верхний слой почвы, остывая, включается в этот процесс. Логично предположить, что, чем больше полостей в почве, тем больше конденсата там способно образоваться.
Развёрнуто о подпочвенной жизни здесь: Идеальная почва для плодового сада — какая среда комфортна дереву и почему?
Полости в почве образуются естественным путём: это ходы всевозможной почвенной живности, норки, полости, оставшиеся после отмирания корней растений. Рыхление почвы нарушает эти естественные каналы. А вот мульчирование, особенно, неслёживающимися воздухопроницаемыми материалами (сеном, соломой, шишками, корой, скошенной травой) заметно увеличивает зону для конденсации влаги. Не мешая при этом воздухообмену почвы и не разрушая почвенные каналы.
Существенный плюс мульчирования — верхний слой почвы под натуральной мульчей остаётся прохладным и в течение дня продолжает конденсировать влагу. Это очень способствует биологической активности микроживности вокруг всасывающих корневых волосков.

Голая почва в плане сбора/удержания росы малоэффективна. Наличие растений в разы увеличивает площадь поверхностей для конденсации влаги и притеняет почву, защищая её от излишнего перегревания и пересыхания.
В июле этого года в течение месяца у нас был только один небольшой дождик, от которого к вечеру и следов не осталось. Дневные температуры от 30° и выше. Росы практически ежедневные и обильные. Там, где растёт трава, зелено, цветочки, пчёлки летают. На местах, где трава скошена — сухие проплешины. На голую землю даже смотреть страшно. В лесу, где перепады температур заметно меньше, вся лесная подстилка пересохшая. Так что не стоит росу как источник влаги недооценивать.
Сконденсированная вода, в отличие от водопроводной, не содержит ничего лишнего, она хорошо растворяет элементы почвы и замечательно всасывается корневыми волосками растений.
Побочный эффект
Роса, осаждаясь на растениях, создаёт подходящие условия для прорастания спор грибов и размножения всякой микроживности. Как полезной, так и вредной.
Учитывая, что осаждаемая воздушная влага «прихватывает» находящиеся в воздухе споры и крошечные пылинки с путешествующими на них микроорганизмами, жизнь там бьёт ключом.

В отличие от дождливой и пасмурной погоды, когда влага на растениях держится долго и условия для развития заболеваний самые комфортные, роса недолговечна. Далеко не все микроорганизмы способны эффективно развиваться в течение короткого периода, когда влажно, температура поднялась до комфортных значений, а солнце влагу ещё не высушило. Но многие успевают. Из патогенных особо шустрые мучнисторосяные грибы, фитофтора.
Дикие растения чаще всего способны самостоятельно справиться с нашествием микроживности. Тем более, что в массе микроорганизмов, попавших на поверхность листьев, идут нешуточные междоусобные войны. А вот культурные заметно слабее в плане отражения атак патогенов и нуждаются в дополнительной защите.
О некоторых из них в материале: Распространенные заболевания томатов
Но лучше не бороться, а повышать иммунитет своих питомцев в течение вегетационного периода, тогда с большинством угроз они справятся сами. Хорошо помогает опрыскивание аэрированным компостным чаем (стимуляция растительного иммунитета), настоем крапивы и хвоща (укрепляются клеточные стенки растений).
В тех случаях, когда болезней ещё нет, а условия уже создаются, в качестве профилактики можно опрыскивать растения разведённой 1:1 с водой сывороткой — она создаёт белковую плёночку на листьях, препятствуя прорастанию спор. Аналогичным эффектом обладают и дрожжи, если их развести в тёплой воде (на 3 л 10 г сухих дрожжей, полстакана сахара, часов 8 пусть постоят, потом довести объём до 10 л). При этом дрожжи ещё и замечательная подкормка.
Улитки и слизни в росное утро совершенно распоясываются — влажные условия для них очень комфортны. Если обнаружились — пора применять «Слизнеед».
Росистое утро — это ещё и очень красиво! Походить босиком по росе, умыться ею, полюбоваться на свои растения в переливающихся капельках. И запечатлеть это всё на камеру.